Вторник, 21.11.2017, 09:15
Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»

 Сеницкая Ирина Сергеевна программа по кружку «Эврика»

Меню сайта
Форма входа
Опрос
Оцените наш сайт
Ссылки
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования Московской области
  • Администрация Серпуховского муниципального района
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Управление образования Серпуховского муниципального района
  • Официальный сайт администрации сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области
  • МОУ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
  • Дворец Спорта Надежда пос. Большевик (Серпуховский район)
  • Центральная районная библиотека серпуховского района
  • Дашковская средняя общеобразовательная школа
  • Учебно-методический центр
  • Управление культуры администрации Серпуховского муниципального района
  • Статистика
    Всего на сайте: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сейчас на сайте:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Дашковский детский сад комбинированного вида « Колобок»

    Серпуховского муниципального района Московской области

     

     

     

     

    Принято на совете педагогов                            Утверждаю Заведующий МДОУ «Колобок»

    Протокол№ _____________                               Панчугова Н.Е.___________

    От «____» ____________2015г.                          Приказ № _____ от «____» ________2015г.

     

     

     

     

     

    Программа кружковой работы с детьми        старшего дошкольного возраста

    «Эврика»

     

     

     

    Руководитель: Сеницкая Ирина Сергеевна

     

     

     

     

     

     

    п. Большевик 2015год

     

     

    Программа кружка по экспериментальной деятельности

    «Эврика» для детей старшего дошкольного возраста

     

    Пояснительная записка

                «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,

     дай попробовать – и я пойму».

    Китайская пословица

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы  хотим видеть наших воспитанников самостоятельными,  любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

    В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Большую радость, удивление и даже восторг дошкольники испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

     В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

    Пожалуй, нет   ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира.  За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский,  И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

    Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.

    Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

    Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

    Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

     

    Программа кружка  

    направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     

    Актуальность программы

     заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

            Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

     

    Основная цель программы кружка:

    Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

     

            Задачи:

    1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
    2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
    4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
    5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
    6.  Развивать коммуникативные навыки.

     

     

     

            Условия реализации:

     Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении круглых столов, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

            Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


            Оборудование детской лаборатории:

    • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
    • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    •  разные виды бумаги, ткани;
    •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
    • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
    •  

            Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

     

    Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

     

            Режим занятий: 2 раза в неделю;

                            продолжительность – 25минут.

     

            Формы проведения занятий кружка –

    1.Занимательные подгрупповые игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

    2. Индивидуальные экспериментирования;

    3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки, консультации.

     

             Игровые  приёмы:

    • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
    • повтор инструкций;
    • выполнение действий по указанию детей;
    •  «намеренная ошибка»;
    • проговаривание хода предстоящих действий;
    • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
    • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
    •  

    Ожидаемые результаты:

    • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
    • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
    • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
    • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
    • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
    • Развитие коммуникативных навыков.
    •  

    Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

     

             «Эврика» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

            Кружок «Эврика» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

     

    Тематический план работы кружка «Эврика»

    на 2015-2016 учебный год

     

    п/п

     

    Наименование раздела

    Количество

    занятий

     

    Формы проведения

    1.

    Экспериментирование с песком и глиной

    8

    Обследование, практическая деятельность

    2.

    Экспериментирование с воздухом

    8

    Практическая деятельность

    3.

    Человек

    8

    Практическая деятельность

    4.

    Экспериментирование с водой

    8

    Практическая деятельность

    5.

    Экспериментирование с предметами: «Мир бумаги»

    4

    Обследование, практическая деятельность

    6.

    Экспериментирование с предметами: «Мир ткани»

    4

    Практическая деятельность

    7.

    Экспериментирование с магнитом

    8

    Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

    8.

    Физика и химия

    8

    Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

    9.

    Экспериментирование с деревом

    8

    Обследование, практическая деятельность

    10.

    Экспериментирование с почвой

    8

    Обследование, практическая деятельность

    Список детей старшей группы №11 для кружковой работы

    Учреждение: МДОУ «Колобок»

    Объединение: «Эврика»

    Режим работы: понедельник, пятница 15.00-15.25.

     

     

     

     

     Фамилия, имя ребенка

     

    Дата рождения

    1.

    Афанасьев Никита

    05.02.2010

    2.

    Баранов Кирилл

    14.05.2010

    3.

    Владимиров Марк

    01.11.2010

    4.

    Глухова Валентина

    14.02.2010

    5.

    Дудецкая Ангелина

    04.02.2010

    6.

    Куксова Кристина

    22.06.2010

    7.

    Малютин Вадим

    16.04.2010

    8.

    Мирзаянц Вероника

    06.01.2010

    9.

    Никитин Матвей

    15.03.2010

    10.

    Никитина Кира

    07.09.2010

    11.

    Россоха Егор

    07.07.2010

    12

    Тарарокин Дмитрий

    09.07.2010

    13

    Чернов Никита

    28.07.2010

    14

    Смокачев Даниил

    31.05.2010

     

    п/п

     

    Дата

     

    Наименование раздела

     

    Формы взаимодействия с родителями

    1.

    сентябрь

    « Экспериментирование с песком и глиной»

    Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

    Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к познавательно – исследовательской активности детей.

    2.

    октябрь

    «Экспериментирование с воздухом»

    Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

    Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

    Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

    3.

    ноябрь

    «Человек»

    Буклет: «Формирование ЗОЖ».

    Физкультурно-оздоровительный праздник « Береги сердце смолоду»

    4.

    декабрь

    «Экспериментирование с водой»

    Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

    Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

    5.

    январь

    «Экспериментирование с предметами»:

    1. Мир бумаги.
    2. Мир ткани.

    Памятка: «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

     

    п/п

     

    Дата

     

    Наименование раздела

     

    Формы взаимодействия с родителями

    6.

    февраль

    «Экспериментирование с магнитом»

    Создание мини-лаборатории «Мир магнитов».

    Закрепление знаний детей о свойствах магнита. «Удивим родителей» - проведение опытов вместе с родителями.

    7.

    март

    «Физика и химия»

    Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

    8.

    апрель

    «Экспериментирование с деревом»

    Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях.

    Памятка: «Береги лес!».

    Посадка деревьев на участке.

    9.

    май

    «Экспериментирование с почвой»

    Вскапывание земли на грядках.

    Совместная работа по посадке овощей на огороде.

    Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период».

    Перспективный план работы кружка «Эврика» на 2015-2016 учебный год

    п/п

     

     Дата

     

           Тема занятия

     

                           Задачи

     

    Интеграция образовательных областей

    1.

    сентябрь

    «Песочная страна»

     

     

    «Песчаный конус»

     

     

    «Глина, какая она»

     

     

     

    «Песок и глина-наши помощники»

    Закрепить знания детей о свойствах песка

     

    Помочь определить, может ли песок двигаться.

     

    Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

     

    Формировать умения делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

    Познавательное развитие:

    измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

     

    Социально-коммуникативное:

    создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

     

    Художественно-эстетическое:

    рисование цветным песком.

     

     

     

    п/п

      

        Дата

     

            Тема занятия

     

                                Задачи

     

    Интеграция образовательных областей

    2.

    октябрь

    «Этот удивительный воздух»

     

     

     

    «Парусные гонки»

     

     

     

     

    «Вдох и выдох»

     

     

     

     

     

     

    «В воде есть воздух»

    Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

     

    Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.

     

    Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

    Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

    Социально-коммуникативное развитие:

     

    упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний.

     

    Художественно-эстетическое:

     «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку);

    Рисование мыльными пузырями.

     

    Речевое развитие:

    чтение художественной литературы - Заплетная С., Курникова Т. «Что ты знаешь о рыбах».

     

     

    п/п

     

      Дата

     

        Тема занятия

     

                      Задачи

    Интеграция образовательных областей

    3.

    ноябрь

    «Проверим слух»

     

     

     

     

     

    «Наши помощники – глаза»

     

     

     

     

     

     

    «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

     

     

    «Я и мое тело»

    Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах.

     

    Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

     

    Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

     

     

    Закрепить знания детей по самосбережению здоровья и жизненного оптимизма

    (ортобиотике) через прочувствованный и осмысленный опыт работы со своим телом.

    Познавательное развитие:

    создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

    Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Музыкант», Определи на вкус», «Определи по запаху»

    .

    Физическое развитие:

    Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз.

     

    Художественно-эстетическое:

    Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная).

     

    п/п

     

      Дата

     

         Тема занятия

     

                       Задачи

     

    Интеграция образовательных областей

    4.

    декабрь

    «Пар – это тоже вода»

     

     

     

     

     

     

    «С водой и без воды»

     

     

     

     

     

     

    «Замораживаем воду»

     

     

     «Вода не имеет формы»

    Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

     

     Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

     

    Дать детям понятие о том, что снег - это замерзшая вода.

     

    Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

    Художественно-эстетическое развитие:

    «Волшебная вода» (колорит);

    «Волшебная вода» («Красочные

    брызги»);

    Аппликация «Снежинка»;

    «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).

     

    Социально-коммуникативное:

    формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

     

    п/п

     

       Дата

     

            Тема занятия

     

                            Задачи

     

    Интеграция образовательных областей

    5.

    январь

    «Разные, разные ткани»

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Как принцесса Ниточка семью одевала»

     

     

     

     

     

     

    «Бумажная страна»

     

     

    «Как сделать бумагу своими руками»

     

     

     

     

    Закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

    Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.

    Учить подбирать ткань для одежды разных видов.

    Познакомить с понятием «ателье и заказ». 

     

    Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

     

    Расширить представление детей о свойствах бумаги способах ее изготовления.

    Речевое развитие:

    чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка».

     

    Художественно-эстетическое:

    поделки из различных видов бумаги;

    аппликация из ткани.

     

    Социально-коммуникативное:

     развивать исследовательские умения выдвигать гипотезы, делать выводы работать с оборудованием использовать алгоритм при выполнении эксперимента;

     

     

     

     

    п/п

     

       Дата

     

             Тема занятия

     

                        Задачи

    Интеграция образовательных областей

    6.

    февраль

     «Парящий самолет»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Притягивает-не притягивает»

     

    «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

     

     

     

    «Рисует магнит или нет»

    Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм».

     

    Изучить влияние магнетизма на разные предметы.

     

    Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

     

     

    Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.

    Познание:

    Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

    Художественно-эстетическое: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске);

    «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками).

    Социально-коммуникативное:

    развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

     

    п/п

     

        Дата

     

            Тема занятия

     

                            Задачи

    Интеграция образовательных областей

    7.

    март

     «Волшебное электричество»

     

     

     

     

     

    «Как работает термометр»

     

     

     

    «Сами монтеры»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Извержение вулкана»

    Обобщать знания детей об электричестве, познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

    Познакомить с работой термометра, формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов.

    Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

    Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

    Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

     

     

     

     

    Познание:

     Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.

    Социально-коммуникативное:

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных опытов;воспитывать умение работать в коллективе.

     

     

     

     

    п/п

     

        Дата

     

           Тема занятия

     

                           Задачи

    Интеграция образовательных областей

    8.

    апрель

    «Тонет-не тонет»

     

     

     

    «Посадим деревце»

     

     

     

     

     

    «Есть ли у растения органы дыхания»

     

     

     

     

    «Почему осенью опадают листья с деревьев»

    Знакомство со свойствами коры дерева.

     

     

    Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему.

     

     

     

    Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

     

     

     

     

    Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

    Художественное-эстетическое развитие:

     «Чудо-дерево» (оттиск корой).

    Лепка из солёного теста «Волшебное дерево».

    «Пейзаж» (рисование на коре деревьев).

     

     

    Познание:

    Презентация тема: «Лес – как экосистема».

     

    п/п

     

       Дата

     

          Тема занятия

     

                       Задачи

    Интеграция образовательных областей

    9.

    май

    «Почва-живая земля»

     

     

     

    «Путешествие внутрь грядки»

     

     

     

     

    «Домашняя засуха»

     

     

     

     

     

    «Маленькие огородники»

    Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.

     

    Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как выращивать растения на огороде.

     

     

     

     Учить ухаживать за растениями. Обобщить представления детей о необходимости света, тепла и влаги для роста и развития растений.

     

     Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

    Установить связь: растение-земля, растение-вода, растение-человек. 

    Художественно-эстетическое развитие:

    Выставка рисунков «От семечки к ростку».

     

    Социально-коммуникативное:

    Развивать позновательные и творческие способности. Формировать осознанное и правильное отношение к природным явлениям и объектам. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

     

     

     



    Внимание! Для полного доступа ко всем разделам сайта необходима авторизация/регистрация.
    С ув. Администрация